ѕјЋ≈’ ѕјЋ≈’
 

                                                                  ѕјЋ≈’

 

     –усский народно-художественный промысел лаковой миниатюрной живописи. ќтличительна€ особенность  палехского стил€ — черный лаковый фон и линеарное, узорное письмо, доставшеес€ в наследство от  владимиро-суздальских иконописцев.

ƒл€ ѕалеха характерна многослойна€ темперна€ живопись по намеченному белилами рисунку. —перва нанос€т цветовые п€тна, затем пишут миниатюры и детали, потом ввод€т золото и пробел. (пробел — исполнение светлых частей в средневековой русской живописи: нанесение краски в несколько приемов, увеличива€ количество белил в основном тоне).

“акже дл€ ѕалеха характерно письмо «плавью» (плавь — нанесение прозрачного сло€ краски на сырую красочную поверхность). ѕалехские шкатулки отличает черный фон, реже — белый или красный. ¬ лаковой миниатюре художники использовали письмо темперными красками, сохраненное благодар€ русской иконописи.  раски накладывают на лаковую поверхность последовательно: сперва основную композицию пишут белилами. Ќа те места, где будут светлые тона, белила кладут гуще.

«атем наступает раскрытие цвета, так называемый этап «роскрыши», и только после этого собственно роспись. ѕо роскрыши прорисовывают темным тоном все контуры и световые части композиции — эта стади€ у палешан называетс€ «приплавкой». Ќапоследок происходит отделка красками объемов изображаемых предметов. «аканчиваетс€ живопись прописью («пробелкой») золотом.

ѕалешане, как правило, прибегают к сложной живописной технике — лессировке или живописи «плав€ми», заключающейс€ в многослойном письме прозрачными мазками, когда нижние слои живописи просвечивают сквозь верхние.

     ѕалех существовал уже до XV столети€ и принадлежал кн€зь€м ѕалецким. –азвитый иконописный промысел бытовал здесь еще в первой половине XVII столети€.

     –ешающую роль в судьбе ѕалеха сыграл »ван »ванович √оликов (1886/87-1937), иконописец бывшей мастерской ј. ј. √лазунова, увидевший в  устарном  музее в ћоскве лаковые шкатулки ‘едоскинской артели. ’удожнику пришла мысль, что и палешане, умевшие на одной иконе размещать множество «клейм»,  могли бы создавать оригинальные миниатюры на издели€х из папье-маше. ¬озможно, этот материал позволил бы им сохранить тонкую технику древней  живописи темперой. ѕервые пробные миниатюры на донышках черных фотографических ванночек из папье-маше положили начало искусству палехской миниатюры в 1922 году.

     ¬ 1923 году по инициативе историка и попул€ризатора народного искусства ј. ¬. Ѕакушинского в ѕалехе предпринимаетс€ р€д опытов росписи дерев€нных шкатулок и тарелок на темы русских песен и сказок в духе иконописных традиций. ¬ декабре 1924 года в ѕалехе была организована «јртель древней живописи».

     ƒорогосто€щий полуфабрикат — заготовки из папье-маше — сначала закупают в ‘едоскинской артели, но вскоре налаживают собственное производство. ¬ лаковой миниатюре художники используют письмо темперными красками, сохраненное благодар€ русской иконописи.

     ¬ 1930 году јртель входит во «¬секомпромсоюз», а в 1935 году при  јртели создаетс€ библиотека и комната дл€ хранени€ лучших произведений, составивших основу будущего √осударственного музе€ палехского искусства. ¬  том же году «јртель древней живописи» переименована в “оварищество художников ѕалеха, а профтехшкола реорганизована в художественный техникум.

     ¬ 1954 году “оварищество художников ѕалеха было преобразовано в ѕалехские художественно-производственные мастерские ’удожественного фонда ———–.

     ¬ 1989 году на основе коллектива ѕалехских художественно-производственных мастерских были созданы “ворческо-производственна€ организаци€ —оюза  художников –‘ «“оварищество ѕалех», кооператив «ќбъединение художников ѕалеха», творческа€ мастерска€ «ѕалешане».

Ёта стать€ была опубликована 14 November 2010 г..
„исло отзывов: 0
Ќаписать отзыв