ПАЛЕХ
Русский народно-художественный промысел лаковой миниатюрной живописи. Отличительная особенность палехского стиля — черный лаковый фон и линеарное, узорное письмо, доставшееся в наследство от владимиро-суздальских иконописцев.
Для Палеха характерна многослойная темперная живопись по намеченному белилами рисунку. Сперва наносят цветовые пятна, затем пишут миниатюры и детали, потом вводят золото и пробел. (пробел — исполнение светлых частей в средневековой русской живописи: нанесение краски в несколько приемов, увеличивая количество белил в основном тоне).
Также для Палеха характерно письмо «плавью» (плавь — нанесение прозрачного слоя краски на сырую красочную поверхность). Палехские шкатулки отличает черный фон, реже — белый или красный. В лаковой миниатюре художники использовали письмо темперными красками, сохраненное благодаря русской иконописи. Краски накладывают на лаковую поверхность последовательно: сперва основную композицию пишут белилами. На те места, где будут светлые тона, белила кладут гуще.
Затем наступает раскрытие цвета, так называемый этап «роскрыши», и только после этого собственно роспись. По роскрыши прорисовывают темным тоном все контуры и световые части композиции — эта стадия у палешан называется «приплавкой». Напоследок происходит отделка красками объемов изображаемых предметов. Заканчивается живопись прописью («пробелкой») золотом.
Палешане, как правило, прибегают к сложной живописной технике — лессировке или живописи «плавями», заключающейся в многослойном письме прозрачными мазками, когда нижние слои живописи просвечивают сквозь верхние.
Палех существовал уже до XV столетия и принадлежал князьям Палецким. Развитый иконописный промысел бытовал здесь еще в первой половине XVII столетия.
Решающую роль в судьбе Палеха сыграл Иван Иванович Голиков (1886/87-1937), иконописец бывшей мастерской А. А. Глазунова, увидевший в Кустарном музее в Москве лаковые шкатулки Федоскинской артели. Художнику пришла мысль, что и палешане, умевшие на одной иконе размещать множество «клейм», могли бы создавать оригинальные миниатюры на изделиях из папье-маше. Возможно, этот материал позволил бы им сохранить тонкую технику древней живописи темперой. Первые пробные миниатюры на донышках черных фотографических ванночек из папье-маше положили начало искусству палехской миниатюры в 1922 году.
В 1923 году по инициативе историка и популяризатора народного искусства А. В. Бакушинского в Палехе предпринимается ряд опытов росписи деревянных шкатулок и тарелок на темы русских песен и сказок в духе иконописных традиций. В декабре 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи».
Дорогостоящий полуфабрикат — заготовки из папье-маше — сначала закупают в Федоскинской артели, но вскоре налаживают собственное производство. В лаковой миниатюре художники используют письмо темперными красками, сохраненное благодаря русской иконописи.
В 1930 году Артель входит во «Всекомпромсоюз», а в 1935 году при Артели создается библиотека и комната для хранения лучших произведений, составивших основу будущего Государственного музея палехского искусства. В том же году «Артель древней живописи» переименована в Товарищество художников Палеха, а профтехшкола реорганизована в художественный техникум.
В 1954 году Товарищество художников Палеха было преобразовано в Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.
В 1989 году на основе коллектива Палехских художественно-производственных мастерских были созданы Творческо-производственная организация Союза художников РФ «Товарищество Палех», кооператив «Объединение художников Палеха», творческая мастерская «Палешане».
|