ФЕДОСКИНО
Традиционный народный художественный промысел миниатюрной росписи лаковых изделий. Школа миниатюрного письма маслом по лаку, перламутру, сусальному золоту и серебру.
Тончайшее письмо маслом лессировками — тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя по различным подкладкам. В Федоскино различаются два вида письма: «по-сквозному» — живопись прозрачными красками, и «по-плотному» — корпусная живопись, с тщательной прорисовкой деталей, отточенностью рисунка, яркостью, плотным цветом. Просвечивание прокладок (перламутр, сусальное золото, поталь, металлические порошки) через прозрачные слои живописи дает необыкновенный эффект. На подкладку наносится несколько слоев живописи. Края крышки и боковых стенок оформляются перламутром, металлом, инкрустацией, серебряными и золотыми пластинами, сканью.
Часто используется перламутровая подкладка, листки сусального золота, наклеенные на лак, металлическийсеребряный порошок. На подкладку наносятся несколько слоев живописи. Края крышки и боковых стенок оформляются перламутром, металлом, инкрустацией, серебряными и золотыми пластинами, сканью. Внутренняя и наружная поверхность табакерки часто декорируется «под черепаху», «под бересту», «под слоновую кость», «под малахит», «под перламутр», «под шотландскую ткань», «под красное дерево».
Лаковая миниатюра села Федоскино сформировалась в конце XVIII века. Сначала это — небольшое мануфактурное предприятие, основанное купцом Петром Коробовым в подмосковном имении «Данилково», смежным с Федоскино и впоследствии с ним слившимся.
В 1795 году, путешествуя по Европе, в немецком городе Брауншвейге предприимчивый купец заинтересовался расписными изделиями лакировальной фабрики Иоганна Генриха Штобвассера. Здесь изготавливалась мебель, а также подносы, декоративные тарелки, шкатулки, ларцы и табакерки. Мелкие предметы немецкие мастера покрывали преимущественно пейзажами, романтическими портретами, орнаментами и эротическими сценками.
Коробов приобрел у Штобвассера лаки, краски и пригласил в Россию нескольких мастеров. В том же году в сельце Данилково купец основал «лакирную» мануфактуру и начал производство козырьков к каскам для русской армии и круглых табакерок. Первое время табакерки не расписывались и на них просто наклеивались гравюры c портретами политиков и военными сценами, и покрывались лаком.
В 1818 году Коробов передал фабрику во владение своему зятю Петру Васильевичу Лукутину (1784-1863), который перенес мануфактуру на противоположный берег Учи, в село Федоскино, увеличил число мастеров-живописцев и расширил ассортимент. Отныне помимо табакерок фабрика стала производить папиросницы, коробочки, портсигары, пудреницы, спичечницы, шахматные столики, шкатулки; сюжетами росписи по преимуществу были аллегорические сценки, мифология, исторический и бытовой жанр, портрет, натюрморт.
Постепенно лукутинские изделия не просто превзошли по качеству подобные заграничные изделия, но вытеснили с российского рынка импортный товар. При фабрике открылась рисовальная школа, а в 1828 году Лукутин получил право клеймения продукции. Наивысшего процветания промысел достигает в период совместного ведения дел Петра Лукутина с сыном Александром (с 1841 по 1863). В эти годы лаковые изделия Федоскино бесспорно считались лучшими в России, а их опыт изготовления папье-маше был заимствован даже английскими мастерами.
В настоящее время производством шкатулок занимается ГУП «Федоскинская ордена «Знак почета» фабрика миниатюрной живописи», сохраняя давние традиции федоскинской росписи.
|