МСТЁРА
Народный художественный промысел. Родился в селе, ранее населенном старообрядцами и славившемся своими иконописцами. Мастера Мстёры пишут на цветных, а не на черных фонах, как в Палехе. На мстёрскую лаковую миниатюру оказала сильное влияние западно-европейская живопись.
Мстёра — село во Владимирской области на берегу реки Клязьмы. Прославилось «художных» дел мастерами: искусными вышивальщицами белой гладью, чеканщиками по меди и серебру. По всей России были известны мстёрские иконописцы, знавшие стили древних писем, поскольку большую часть жителей слободы составляли старообрядцы.
После 1917 года иконописный промысел во Мстёре существовать перестал. Часть мастеров в поисках заработка разбрелись по стране, а группа художников из одиннадцати человек 23 июля 1923 года Мстёры создала артель «Древнерусская живопись». Пробовали расписывать коробки, ларцы, солонки, куклы-матрешки; применяли выжигание, сюжетную роспись. В 1925 году в артели было уже тридцать человек, а через три года — шестьдесят.
Вдохновленные успехом Палеха, мстёрцы занялись лаковой миниатюрой: живописью яичной темперой на шкатулках из папье-маше. 22 июня 1931 года энтузиасты — Н.П. Клыков (1861–1944), А. И. Брягин (1888-1948), Е. В. Юрин (1898-1983), И. А. Серебряков (1888-1967), В. И. Савин (1880-1957) — объединились в артель «Пролетарское искусство».
Принципиальное отличие Мстёры в том, что ее манера живописнее, композиция разрабатывается на цветных, а не на черных фонах, как в Палехе. Белильная подготовка под живопись делается сплошной — за исключением полей, которые остаются черными и заполняются орнаментальной каймой.
Мстёра традиционно имеет два полярных цветовых строя — один холодный, голубовато-серый, другой с преобладанием охристо-желтого и киноварно-красного. Первый стремится к передаче пространства, глубины, второй — по преимуществу плоскостен, орнаментален.
|