ХОЛУЙ
Народный художественный промысел, родившийся из иконописной традиции. Местная иконопись отличалась введением бытовых сцен в сюжеты икон. В силу географической близости села с Палехом, художники Холуя, занявшиеся лаковым промыслом испытали на себе сильное влияние стиля знаменитого соседа.
Село Холуй находится с одной стороны недалеко от Палеха, а с другой — от Мстёры. Название селу дала река Теза, врадающая в Клязьму: для лова рыбы в ней ставили плетни из прутьев, так называемые «холуи».
Жители Холуя, бывшего в XVI веке вотчиной Троице-Сергиевой лавры и Суздальского Спасо-Ефимьевского монастыря, были «приспособлены к иконописному делу», вели торговлю иконами, развозили их «по торжкам, заглушным деревням для промена на яйца и луковицу». Холуй, как Палех и Мстёра, поставлял иконы на всю Россию. Сбыт осуществляли скупщики-«офени».
Первые опыты лаковых изделий из папье-маше относятся к 1928 году, а с 1934 года лаковой миниатюрой в Холуе стали систематически заниматься три основоположника местного промысла, бывшие иконописцы С. А. Мокин (1891-1945), К. В. Костерин (1899-1985) и В.Д. Пузанов-Молев (1892-1961).
В Холуе организуется самостоятельная артель художественных промыслов, в 1960 году реорганизованная в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры (ныне Холуйские художественно-производственные мастерские Союза художников России).
|